На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анжела Якубовская

738 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Страшко
    Самариум, Вы представляете чтобы Путин на похороны каждого кумира Вашего и своего ходил ? А ещё моего, моих внуков, с..."Берега жизни" Юр...
  • star
    да и немножечко подловатой,вороватой и сволочной"Мы считали, что ...
  • Александр Терехов
    Батька Лукашенко, нехер жалеть ублюдков, всех к стенке, в Белоруссии нет либеральных соплей во власти и к стенке ублю...С какой целью про...

Такие яркие звезды Франции. Робер Оссейн и Анн Голон

Совсем недавно ушел от нас знаменитый французский актер и режиссер Робер Оссейн. Его не стало 31 декабря 2020 года, он умер в возрасте 93 лет.

Но мы будем помнить этого человека по его великолепным спектаклям и фильмам, которые он поставил как режиссер, а также по его уникальным образам, созданным в кино. Особенно запомнился талантливый француз в роли графа Жоффрея де Пейрака.

По странной случайности день рождения Робера Оссейна и Анн Голон, писательницы, написавшей сагу о прекрасной Анжелике в декабре. Робер Оссейн родился 30 декабря 1927 года, Анн Голон 17 декабря 1921 году — сто лет назад.

И кстати, 2022 год объявлен годом Анн Голон, писательницы, которая подарила миру изумительную сказку. Благодаря ее Анжелике прекрасная половина человечества навсегда полюбила Робера Оссейна в образе графа-колдуна. Если называть вещи своими имена именно литератор Анн Голон открыла всему мир, а особенно для России этого актера. Актер играл на экране с такой страстью, с таким драматизмом, что энергетика, исходящая от его персонажа, заставляла зрителей погружаться без оглядки в происходящее и переживать то, что переживал в тот момент сам актер.

Ни для кого не секрет, что Робер Оссейн являлся потомком эмигрантов, бежавших из Российской империи. Все, что было связано с исторической родиной, для Оссейна было дорого и свято, он не разрывал связь со своими корнями. Рожденный во Франции и воспитанный в духе культуры страны, которая сделала его кумиром миллионов французов, он всячески поддерживал важные проекты, освещающие историю белой эмиграции. Он содействовал культурным деятелям, которые в своих фильмах, спектаклях, книгах повествовали о том, какой огромный научный, художественный, социальный вклад привнесли русские в западное общество.

Робер Оссейн считал, что появление русской аристократии во Франции явилось мощной подпиткой для всего, что именовалось культурной жизнью этой страны. Франция стала родным домом для многих русских, бежавших от революции. Среди них были родители Робера Оссейна. Сам Робер, он же Абрахам Гуссейнофф, родился в Париже. Его отец, скрипач и композитор Андре Оссейн был родом из Самарканда, а дедушка из Азербайджана.

Перед Первой мировой войной Андре Оссейн учился в Москве, в 1921 году эмигрировал в Германию, где учился в Штутгартской и Берлинской консерваториях. В Германии он встретил пианистку и комедийную театральную актрису Анну Марковну Минковскую. Анна была родом из Бессарабской губернии, откуда ее семья бежала после Октябрьской революции. Родители артиста поженились 10 августа 1927 года в Париже. Благодаря матери Робер с детства хорошо говорил по-русски, что позволило ему впитывать русскую культуру.

Родители Робера очень нуждались, и чтобы как-то спасти ребенка от голода, они отдали его в русский кадетский корпус в Версале.

И опять случайное или не случайное совпадение, именно в Версальской библиотеке Анн Голон собирала свой материал для книг об Анжелике. В Версале она поселилась с мужем Всеволодом Голубиновым, дворянином и выходцем из Российской Империи, который стал ее соавтором и вдохновителем. Отчасти «Анжелике» принадлежали черты русских родственников мужа, аристократов по происхождению.

Все преподаватели кадетской школы также были дворянами, бывшими офицерами царской армии, представителями старинных аристократических фамилий. Здесь Робер получил прекрасное воспитание и установку: дисциплина и самоотдача — это самые главные качества характера. Что, кстати, сыграло положительную роль в его актерской карьере. Как отмечали многие его партнеры, Робер отличался огромной работоспособностью и организованностью.

На тот момент его семья была очень бедна, они все время переезжали с места на место, пытаясь выжить. Постоянным спутником семейства Оссейнов была нужда, поэтому они были благодарны скромному русскому пансиону.

Отец Робера был музыкантом, играл в ресторанах и клубах джаз, в дальнейшем написал музыку к нескольким фильмам своего сына. Робер обожал своего отца, но вспоминал о своем детстве с ужасом, в своих интервью старался обходить эту тему, настолько ему трудно было признаваться в бедности. Со временем родители встали на ноги, их сын повзрослел и начал посещать театральные студии в Париже. Вскоре состоялось знакомство с русскими кинематографистами, которые оказали на молодого парня огромное влияние. Он ощутил страсть к кинематографу.

В кино Робер Оссейн дебютировал в 1953 году в фильме Пола Кадеака «Набережная блондинок». А уже в 1955 году снял свой первый фильм «Негодяи отправляются в ад», предложив в ней роль Марине Влади-Поляковой, на которой в том же году женился. Марина Влади снялась в его фильмах «Простите наши прегрешения», «Ты — Яд», «Ночи шпионов».

«Робер очень полюбил своих русских родственников, Поляковы вновь увлекли его русской литературой, поэзией, музыкой. Все православные праздники семья Поляковых отмечала за общим столом, приглашали гостей из русской общины. Но он, к сожалению, в этот момент чувствовал себя изгоем, Поляковы собирали русских земляков из высшего света. Там он терялся. Робер Оссейн много позже написал автобиографическую книгу «Кочевники без племен», в которой иронично рассказал о своей жизни в молодости. Но было понятно, что он страдал из-за властной тещи и трех сестер его жены Марины, которые не воспринимали молодого француза всерьез.

У русских родственников были сложные характеры, а бедному, начинающему актеру необходима была поддержка, которой часто не хватало. С ним практически не считались, что больно било по самолюбию молодого человека. У Робера родились два сына, но все равно семейная жизнь дала трещину. Расставание с Мариной Влади далось очень тяжело, он любил свою красавицу-жену. Они разошлись, и молодой актер с головой окунулся в работу.

Что касается Анн Голон ту тут тоже явное совпадение — ее муж Всеволод Голубинов, который работал под псевдонимом Серж Голон, принадлежал к русскому дворянскому роду, и писательница благодаря своему супруга прониклась любовью к русской культуре и искусству.  В отличии от Робера у которого было три жены, француженка прожила со своим мужем всю жизнь. Он стал отцом ее четырех детей, надежным другом и спутником жизни. Они творили как успешные писатели в литературе, но сценарной карьеры у них не сложились. Супруги написали сценарий к фильму «Картуш», который имел огромный успех во Франции и СССР, им заплатили гонорар, но в титры не включили. Чего не скажешь о Робере Оссейне. Он снимался очень много, в титрах шел первым и не не сходил с афиш кинотеатров.

Оссейн снялся во многих популярных фильмах: «Смерть убийцы», «Круги под глазами», «Вампир из Дюссельдорфа», «Верёвка и кольт», «Точка падения» и во многих других.

Но настоящая слава пришла к нему только после роли Жоффрея де Пейрака, графа Тулузского в экранизациях Бернара Бордери пяти романов об Анжелике. Фильмом «Анжелика — маркиза ангелов», снятым в 1964 году, начинается серия популярных экранизаций. И если Робер Оссейн вовсю блистал на премьере в Париже перед показом, то создателей истории Анн Голон с мужем Всеволодом Голубиновым на премьеру даже не позвали. Вернее позвали, но слишком поздно, писатели бы не успели на поезд.

Партнершей по фильму стала французская актриса Мишель Мерсье. Анжелику могла бы сыграть Брижит Бардо, но она отказалась. На роль Анжелики пробовались актрисы Катрин Денев, Джейн Фонда и другие, но пробы выиграла Марина Влади, однако она решила не сниматься в картине, повторные пробы выиграла Мишель Мерсье.

Затем помимо саги об «Анжелике» Робер Оссейн и Мишель Мерсье сыграли в трех картинах. Первая картина «Гром Небесный». В лентах «Вторая истина», «Веревка и кольт» режиссером выступил сам Оссейн. Работы очень талантливые и заметные, но если любому зрителю назвать имя Робер Оссейн, то зритель бесспорно вспомнит «Анжелику».

Если только кто-то заговаривал с ним об этих фильмах, — вспоминали его друзья, — Робер страшно раздражался. Иногда его это просто бесило. Он снял столько фильмов, поставил столько замечательных спектаклей, а большинство публики воспринимало его только как мужа Анжелики. С актрисой Мишель Мерсье в какой-то момент он перестал общаться, их дороги разошлись, и любое упоминание о Мишель действовало ему на нервы. Многие журналисты обращались к актеру за интервью, он соглашался при условии, что не будет ни одного вопроса про Анжелику.

Робера Оссейна можно было понять, поклонницы преследовали его по всей Европе. Стоило ему появиться где-то в публичном месте, как женщины бежали к нему с криками: «Жофрей де Пейрак!». Однажды в Ницце вместе со своим другом Роже Вадимом, бывшим супругом актрисы Брижит Бардо, они попытались поесть в ресторане. Вокруг них тут же собралась восторженная толпа поклонниц и поклонников, требующая автографов. Им даже не дали пообедать. Какая-то пожилая дама бежала за ними всю дорогу и умоляла посетить ее яхту, пришвартованную рядом в порту. Но ее можно простить. Магическое обаяние известного артиста действовало на женщин безотказно. Но все-таки заслуга в том, что его обожали поклонницы согласитесь есть и Анн Голон. Писательница много работала у нее выходила книга за книгой, а «сливки» - славу и популярность снимали другие.

Что касается Мишель Мерсье, то у нее в дальнейшем было не так много успешных ролей несмотря на то, что она во всем обвиняла клише «Анжелика», в которое попала, в конце восьмидесятых она встречалась с писательницей, чтобы высказать свое желание еще раз сыграть в ее сюжетах. 

А Робер Оссейн работал без остановки, он всячески пытался уйти от навязанного образа. Он очень любил Лазурное побережье, но он мало отдыхал, практически не брал отпусков. Он писал критические статьи, постоянно снимался в других картинах, ставил спектакли, много репетировал в театре. Сначала в театре «Мариньи», в Париже, потом в провинциальном театре города Реймс, куда он добровольно уехал работать, оставив шумный Париж. Робер Оссейн прочитывал массу сценариев, которые ему привозили, в каких-то планировал сниматься, какие-то хотел поставить сам как режиссер. Его даже звали в политику, но его это совершенно не интересовало. Оссейн был настоящим артистом он никогда не соглашался участвовать ни в какой политической деятельности. Его страстью были только театр и кино.

Друзья часто приглашали его приехать отдохнуть в Ниццу, в Канны, в Сен-Тропе или посетить Италию, он отказывался. Он не любил прохлаждаться, тратить драгоценное время на веселье. Даже не праздновал дни рождения, предпочитая в этот день репетировать.

Робер Оссейн с годами не утратил связь с русскими корнями. Его детство прошло во Франции, но Россия вызывала в нем какую-то непонятную ностальгию. Он попробовал осмыслить тягу к этой загадочной земле, что отобразилось во второй биографической книге «Ностальгия». Любовь к русской литературе вылилась в театральные постановки русской классики, чего только стоит грандиозный спектакль «Преступление и наказание», в котором он сыграл Раскольникова.

Оссейн нашел время и посетил Россию. Он прилетал и в СССР, и в страну, пережившую перестройку. Посещал страну несколько лет назад, встречаясь с представителями правительства и культуры. Также он три раза побывал в Баку на родине своего деда по отцу».

Робер Оссейн о своей жизни, о творческой деятельности, о поездках на историческую родину написал еще одну книгу — «Слепой часовой»,, но он не спешил подводить никаких итогов. У него были огромные творческие планы, которые он воплощал в жизнь. После того как Робер Оссейн уехал из Парижа, он поселился сначала в Реймсе, где возглавлял Национальный народный театр, затем перебрался в город Витель, поближе к горам, к чистому воздуху. Повсюду его сопровождала верная жена Кендис Пату, которая стала его музой и соратницей.

В последние годы Робер Оссейн был буквально одержим идеей поставить мюзикл «Нотр-Дам де Пари» по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Постановки красивых исторических сюжетов были отчасти заслугой сюжетов об «Анжелике». Яркие костюмированные фильмы и спектакли зритель обожает во все временя. Создать мюзикл хотел совместно с российской стороной. Для чего инкогнито прилетал в Москву на переговоры и встречался с партнерами. Он не хотел никакой шумихи, никакой прессы, всего того, что отвлекало от работы. Постановка, в которой планировалось задействовать русских и французских актеров, танцоров, музыкантов, постановщиков, стала бы для российской культурной жизни большим событием. Планировалось, что французские продюсеры вложат основную часть средств, остальное требовалось от российских партнеров. За российской стороной ожидалось продвижение. Премьера мюзикла должна была состояться в Москве и в Санкт-Петербурге.

«Нотр-Дам де Пари» уже ставили в Париже, французские продюсеры вложили в него огромные средства, и он принес колоссальную прибыль, об этом много писали средства массовой информации. Поэтому предложение для российских партнеров было вполне масштабное и перспективное. А благодаря грандиозной постановке многие российские актеры обрели бы работу и, самое главное, мировую популярность. Но, к несчастью, пандемия перечеркнула все планы, она унесла жизнь талантливого французского артиста и режиссера. И планы о совместной культурной деятельности французов и русских остались в прошлом.

Для Франции его уход огромная потеря, но российские поклонники также опечалены его кончиной. Робер Оссейн навсегда останется в памяти русских зрителей как яркий и талантливый актер. Что касается его бешенной популярности благодаря роли графа Жоффрея де Пейрака, актер многое сделал чтобы писательницу Анн Голон не забывали во Франции.

И если актриса Мишель Мерсье во многих интервью утверждала, что «Анжелика» стала ее проклятием и сломала ей жизнь и карьеру, то Робер Оссейн в 1995 году устроил в Париже великолепное шоу. Это шоу по книгам «Анжелика» предназначалось для того, чтобы напомнить обществу об их гениальной соотечественнице. Тем самым он хотел отблагодарить неординарную женщину, за то, что она дала ему такой мощный импульс к успеху. Анн Голон более двенадцати лет вела судебные тяжбы, пытаясь отвоевать свои права на произведения. Многие годы литературные агентства и издательства бессовестно обворовывали писательницу присваивая себе большую часть гонораров. И если Робер Оссейн встретил свою старость вполне обеспеченным, состоятельным и влиятельным человеком, то Анн Голон в старости крайне нуждалась. А ведь она придумала и написала сюжет, благодаря которому многие причастные к этой истории заработали миллионы. Многие, но не она…

К счастью, дочь писательницы Надин Голубинофф пришла на помощь своей матери.  Последние тридцать лет, помогала ей в ее судебном процессе восстановить права на литературное произведение. Она насчитала за годы судебного процесса более сотни незаконных договоров и изданий Анжелики по всему миру, совершенных без согласия ее матери, обнаруженных огромное количество подделок. Хватало подделок и незаконных изданий и в России. Надин Голубинофф вместе с Анн Голон создала компанию Angelique company которое теперь управляет эксплуатацией прав Анжелики, борется с пиратством и строит новые проекты с новыми партнерами.

Надин пишет биографию Анн и Сержа Голон и очень надеется, что ей удастся исполнить желание матери: представить читателям свежую книгу о легендарной блондинке, над которой Анн Голон работала последние годы. Российский издатель уже заказал этот проект. Уведомление другим издателям-дистрибьюторам, которые могут быть заинтересованы в приобретении других прав на Анжелику на территории России. И надо отдать должное русским читателям: в России до сих пор обожают Анжелику. Сегодня существует фан-клуб, в который входит большое количество поклонников.  Книги об Анжелики и красавце муже Жофрее де Пейраке читают взахлеб. В знак любви и безмерного восхищения российско-французская художница Людмила Менаже написала серию картин, посвященных красочной исторической саге.  Молодому поколению эти герои по-прежнему интересны. Русский читатель с огромным нетерпением ждет приезда дочери писательницы и презентации автобиографической книги о ее родителях.  Россияне хотят как можно больше узнать о своих кумирах.  

Конечно хорошо, что сегодня о прекрасном актере Робере Оссейне во Франции пишут книги, снимают документальные фильмы, делают популярные передачи. А вот про день рождения гениальной писательницы Анн Голон даже не вспомнили в ее родном городе. Кончина знаменитого француза стала самым национальным трауром во Франции, а уход скромной, но гениальной писательницы остался практически не замеченным. Это все неоправданно и не справедливо. 

Как много общего у знаменитых французов и почему в итоге такая большая разница?

Картина дня

наверх