На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анжела Якубовская

734 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Иначе, предлагаю нАчать снимать альтеративное современному, лирическое, романтическое кино о людях общественного долг...Валерий Баринов: ...
  • Мария Филатова
    бедная Украйна...вечно будещь крайней на чужом похмелье, на чужом пиру (Городницкий)"Мы считали, что ...
  • bs59
    это верно на 100% если тебя это не касается то ты такая же сука как бандеровская мразь!нужно ненавидеть всю это нацис..."Мы считали, что ...

Никас Сафронов: «Скучаю по прошлому человеческому братству, которое было в нашей стране»

 

О нынешних сложных временах между Россией и Прибалтикой написано много. Свои мнения высказывают политики, социологи, историки, общественные деятели. Есть своя точка зрения и у деятелей культуры. Известный художник Никас Сафронов имеет литовские корни, там родилась его мать, и именно Литва дала первые мощные импульсы  его творчеству в юности. В Литве  он получил первое художественное образование, там состоялись его первые персональные выставки (в 1978-80 годах), работа в Паневежском драмтеатре, которым руководил Донатас Банионис. В Литве и вообще в Прибалтике осталось много друзей, в том, числе знаменитые актеры, с которыми Никас много лет дружит и до сих пор поддерживает связь. И если российский зритель до сих пор с удовольствием смотрит фильмы с участием литовских, эстонских  и латышских звезд советского кино, то, к огромному сожалению, мы иногда узнаем, что у себя на родине этих людей часто не жалуют.

В начале этого года Никасу Сафронову удалось пообщаться с актером Регимантасом Адомайтисом по телефону. Вскоре замечательный актер ушел из жизни. В последнем разговоре они обсуждали события в мире, и происходящие, не к лучшему, перемены. Актер с грустью вспоминал прекрасную жизнь «эпохи советского застоя».   

- Никас Степанович, это так замечательно, что вы помните плеяду наших советских актеров из Прибалтики: Регимантаса Адомайтиса, Донатаса Баниониса, Юозаса Будрайтиса. А о чем был ваш последний разговор с Адомайтисом?

Когда-то мне посчастливилось написать  портрет Регимантаса, а недавно в день его рождения,  удалось этот портрет вместе с другими подарками передать в Литву через посла Эйтвидаса Баярунаса. Адомайтис мне позвонил на мобильный, поблагодарил, и мы долго говорили о жизни, вспоминали прошлое. Актер немного жаловался на здоровье, его печалило, что он уже вряд ли сможет прилететь в Москву.

А с Донатасом Банионисом я  познакомился в 1976 году, когда работал художником в Паневежисе в театре. Когда  Банионис в 90-х и потом в 2000-х годах  приезжал в Москву, то непременно  бывал у меня дома. За тот период я написал два его портрета.

 Мы  дружили  долгие годы до конца его жизни. В 90-х годах он сетовал, что Литва отстранила  его от себя, потому что он советский актер. Это несправедливо и необъективно. Ведь именно благодаря Банионису был построен Паневежский драматический театр.

 

Своим неординарным талантом актер поднял литовское кино на высочайший уровень. Надо отдать должное, что на тот период, когда в советском кино  играли прибалтийские актеры, в том числе и литовские, наше отечественное кино занимало ведущие позиции в мире. За многие отечественные фильмы  (а к этому отечеству под названием Советский Союз принадлежали и литовцы), можно было давать Оскара.  За роль Вайткуса в потрясающей картине «Никто не хотел умирать» Витаутаса Жалакявичюса  Донатасу Банионису вручили Государственную премию СССР. И премия эта много стоила. Как я уже сказал, наше кино было лучшим. И все актеры, снимавшиеся в этом фильме: Донатас Банионис, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, Альгимантас Масюлис, Бронюс Бабкаускас, Лаймонас Норейка в дальнейшем реализовалась, были востребованы на всех киностудиях нашей большой многонациональной страны. 

В то время у нас была  самая мощная театральная школа кино и театра Станиславского и Чехова, которые до сих пор изучает Голливуд. По теории и методике Михаила Чехова и Константина Станиславского готовят сильнейших актеров на Западе.

Все актеры в СССР  служили искусству не только нашей многонациональной страны, но и искусству мира.  Ведь кино, музыка пишется и создается для всего человечества. Как и искусство, которым я занимаюсь.

- Также можно привести яркий пример, как некрасиво поступили с латышской актрисой Вией Артмане, когда лишили ее недвижимости, работы.

- Это глупость, предвзятость, необъективность! За что ее упрекали? За то, что она  жила в СССР и снималась в  советского кино. Мне очень обидно за руководителей этих стран, которые так необъективно подходят к своим истинным кумирам и гражданам. Мы все жили в одной стране, в одном государстве.

Какие могут быть претензии к Юозасу Будрайтису, бывшему атташе по культуре и министру-советнику посольства Литвы в России? Он, между прочим, очень много сделал для культуры Литвы. Какие могут быть упреки к прекрасным актерам, которые реализовались во многих фильмах, ставших классикой мирового кинематографа, они играли и русскую классику, и европейскую, и американскую? Замечательный фильм литовских кинематографистов «Богач, бедняк» с огромным удовольствием смотрела вся страна. И не секрет, что участие в съемках прибалтийских актеров создавало атмосферу западного кино, некую «западную вкусность», поэтому они были очень востребованы, любимы и популярны. И везде этих актеров доброжелательный русский народ принимал с благодарностью и уважением ко всем прибалтийским народам. А за что теперь на них гонения? Это удивительно и непонятно...

Литовцы, которые сидели в лагерях (моя мама тоже была ссыльная, тоже пострадала), очень хорошо относились к русским. А те, кто никогда не страдал, не сидел, у них какой-то странный негатив к России, хотя они обо всем знают только понаслышке и повторяют чужие слова. Мол, находясь в этой стране, мы находились в западне, в клетке, в изоляции от цивилизации. Все это чушь!

- Скорее всего, недовольство происходило, потому что «прибалты» рвались жить на Западе, а их не выпускали.

- А что Запад? Запад тоже имеет свои негативные стороны. Например, ужасным считаю разрешение на однополые браки. А больная мода на то, что сегодня человек мужчина, а завтра женщина… При чем это навязывается детям со школьной скамьи. И раньше там было не все прекрасно и сказочно, как казалось издалека, а теперь происходят вещи, которые не укладываются в сознании: сейчас даже в сторону женщины не так посмотришь, могут засудить и посадить в тюрьму.

Я, если честно, очень скучаю по прошлому человеческому братству в нашей стране, по той искренней дружбе, когда все советские люди могли запросто поехать на Балтийское море, в Палангу, в Юрмалу, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Прибалтике киношники из Москвы и Питера обожали снимать кино, там проходили съемки всех советских фильмов, в которых действие происходило в западных государствах: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключения Электроника», «Приключения принца Флоризеля». А литовцы любили путешествовать по Алтаю, рыбачить на Байкале, любоваться Иссык-Кулем. Все тесно общались и дружили друг с другом, ведь не хлебом единым жив человек. Конечно, внутри страны случалось и недопонимание, и недовольство, но в целом была атмосфера доброжелательности и согласия. А сейчас понеслась такая пропаганда: Россия, дескать, всячески ущемляла бывшие прибалтийские республики...

- Самое обидное то, что у актеров после развала СССР, в Прибалтике, по сути, не было работы, режиссеры не стояли к ним в очереди, чтобы пригласить в свои проекты. Да и режиссеров там особо не было. А западные как-то без них обходились… Если вы не хотите, чтобы они играли в России, тогда обеспечьте их у себя работой…

- Абсолютно правильно. Я согласен, с тем, что в 90-х годах кардинально поменялась обстановка и взгляды, и прибалтийские деятели культуры остались «за бортом», их востребованность осталась в прошлом. Тогда зачем их упрекать? Любому профессиональному актеру нужны любовь и внимание зрителей, они хотят сниматься в кино, играть в театре, гастролировать. Актер живет для зрителей. Музыкант пишет музыку для народа, художник пишет картины для всех, кто любит живопись, он хочет выставляться, чтобы его оценивали.

Я, например, очень огорчен тем, что лишен возможности выставляться на аукционах «Сотбис» и «Кристис». Мне хочется показать свои работы в Европе, до пандемии у меня там был целый ряд выставок, они всегда проходили с успехом, есть много почитателей. А сейчас из-за санкций к России отменено все русское искусство. Больше не выставляют русских художников, запрещено продавать картины Репина, Шишкина, Сурикова, Айвазовского, запрещены все русские классики. Это так абсурдно, что даже нет слов…

- Как думаете это надолго?

- Будем надеяться, что все скоро пройдет, страсти улягутся и все восстановится. На Новый год, чтобы меня поздравить, позвонила Софи Лорен, а на день рождения в апреле уже не позвонила, и, скорее всего, придётся взять паузу. У меня написано девятнадцать портретов великой актрисы, мы планировали, что она вновь приедет в Москву, и я буду создавать ее портреты дальше. Не намерен останавливаться, хочу запечатлеть ее на холсте еще много раз. Софи Лорен сказала, что хочет посетить Москву, она влюблена в этот город. Актриса в последние годы прилетала по моему приглашению, я оплачивал ее прилет, она жила у меня, в Брюсовом переулке, нам так удобнее было работать. И, вот, к сожалению, вынужденная пауза. 

Также отказались приехать в апреле на мой день рождения Аль Пачино и Николас Кейдж, хотя они ранее охотно дали согласие, когда мы общались в новогодние праздники. Но пока из-за последних мировых событий у них не будет возможности появиться в России. Два года пандемия, сейчас СВО.

- А в Литву, к себе на вторую родину, в ближайшее время вы собираетесь? Думаете, как вас там сейчас встретят?

Я был в Литве лет пять назад, приезжал по приглашению бывшего премьера Литвы. Думаю, что встретили бы нормально, там много русских, хотя конечно выросло новое поколение, которое уже мало знакомо с русской культурой. Все это конечно расстраивает. Готовлю и хотел бы провести там в январе 2023 года, к 700-летию Вильнюса, мою выставку графических портретов деятелей культуры Литвы XX века, посмотрим, что получится из этой идеи.

- А как вы относитесь к отъезду российских актеров, фактически их эмиграции в Латвию, Литву, другие страны в последние месяцы?

- Тут пока сложно дать однозначный ответ. Люди искусства – это особая порода людей. У них очень сильна эмоциональность, иррациональность, импульсивность и т.д. Это люди, которые живут не столько разумом, сколько чувствами. Лев Толстой говорил, что самый лучший человек – тот, что живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший – тот, кто живет чужими мыслями и своими чувствами и добавлял, что из этих четырех типов складывается все многообразие человеческой породы. Остальные два типа несложно сконструировать на основе этого текста. Некоторые уехали, потому что испугались, при этом непонятно чего. Но они никак не высказались о том, что произошло после 24 февраля. Другие наговорили всяких глупостей и потом явно пожалели об этом. Третьи – продолжают активно выступать с негативными оценками всего, что делается в России. Пройдет время и все встанет на свои места. Кто-то извинится и вернется, кто-то останется на чужбине и будет благополучно забыт на Родине.  Все это уже бывало в нашей истории.

- Никас Степанович, вы написали несколько замечательных автобиографических книг, я их все прочитала, они очень интересные. Планируете ли продолжать? И в одном интервью вы как-то сказали, что мечтаете проиллюстрировать книги любимых писателей - Гоголя, Булгакова. Удалось?

- Гоголя еще пока не получается, а что касается Булгакова, то сейчас над этим как раз работаю. Владимир Стеклов делает спектакль «Мастер и Маргарита», я рисую эскизы к спектаклю.

Недавно проиллюстрировал «Азбуку для умных детей», мечтаю сделать иллюстрации к Библии, но это серьезная тема. Я пока только планирую приступить, надо внимательно перечитать, я Библию не так хорошо знаю, чтобы работать над иллюстрациями.

По поводу новой автобиографической книги, буквально на днях у меня был журналист, который хочет написать новую книгу с моих слов, а потом я уже буду ее корректировать. В моей интенсивной жизни всегда происходит много событий, поэтому есть, о чем рассказать, мне кажется, это будет интересно читателям. 

- А какие у вас ближайшие выставки, где можно посмотреть ваши работы?

- Сейчас по России выставки идут в Анапе, Арзамасе, Ханты-Мансийске, в Ставрополе. В Тульской области, в Богородицке идет выставка, я, к сожалению, не смог туда приехать на открытие, не успел. В столице мои выставки были давно, года два или три назад. Тем для экспозиций хватает: портреты наших современников, интересных людей, работы в жанре символизма, полотна в стиле «Dream Vision», который я создал. Мне бы очень хотелось устроить свою выставку к празднику города, есть целая серия картин исторической Москвы: тихие московские дворики, старые улочки. Но если сейчас устраивать выставку без рекламы, то придет 20-30 человек, а хочется, чтобы пришло много людей. Художник пишет картины для народа…

Pravda.ru

Картина дня

наверх