На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анжела Якубовская

793 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Сабакарь
    По ходу тебе мало твоего говна, раз ты тут говно дГугиих выпрашиваешь. Но у меня нет столько дармогого  дерьма для те..."Мы считали, что ...
  • Sergiy Che
    ...Пыталась всё снова и снова любимой такими подонками как он - клеветой и оговором оппонента - отбрехаться подлая са..."Мы считали, что ...
  • Владимир Сабакарь
    Ты  гитлерюгенд и бандеропитек не можешь на  человека нападать из своей клетки с белым ремнём.  "Шедудивый" у тебя на..."Мы считали, что ...

Иосиф Райхельгауз. Нужно, чтобы у зрителя был шок!

Главный режиссер театра Иосиф Райхельгауз приглашает посетить спектакль «Фаина. Эшелон»

28 АПРЕЛЯ

Этот спектакль Райхельгауз поставил на основе воспоминаний своей матери, посвятив его всем, чье детство и юность совпали с трагедией войны.

Здесь очень много личного – боли и радости, отчаянья и надежды, растерянности и простой радости бытия.

А еще – много любви: ребенка к матери, женщины к мужу, а главное любви к жизни.

На протяжении всего спектакля актриса Елена Санаева варит настоящий борщ, которым в финале угостит зрителей. Специальная система, расположенная под полом зрительного зала, создает эффект движения поезда, он качается, останавливается, ускоряется и замедляется.  

- Иосиф Леонидович, как пришла идея постановки?

Спектакль поставлен по книге моей матери «О том, что… помню… прошло… тревожит».

Мама часто рассказывала какие беды происходили с ее семьей во время войны. Однажды я попросил, чтобы она записала все, что помнит, потому что это факты из жизни целого поколения. Мне кажется, что наши дети и внуки не имеют права забыть собственную историю.

Мы подарили маме печатную машинку и в 80 лет она села писать книгу. Мама описала как во время войны ехала со своими родителями в эшелоне. Поезд разбомбили. Пятнадцатилетняя мама и ее двенадцатилетняя сестра спаслись, а родители погибли у них на глазах. Потом появились какие – то люди и ограбили уже мертвых родителей, забрали все ценное, документы. Кто – то пытался заступиться за двух сирот, но это не помогло, сестры остались буквально брошены на произвол судьбы. Никому до них не было дела, шла война.

И как выживали две маленькие девочки, оставшиеся без родителей, на чужбине — это была самая настоящая драма, о которой мама рассказывала очень спокойно, даже буднично. В книге много историй. Я показал рукопись редактору в Одессе, ее начали публиковать отдельными главами, а затем напечатали полностью. Прошло десять лет, и когда пару лет назад я поставил спектакль «Еврейские анекдоты», в котором играла Елена Всеволодовна Санаева, все мне стали говорить, что она очень похожа на мою маму Фаину. Тогда я показал ей мамины воспоминания и предложил поставить по книге спектакль.  

- Как Елена Всеволодовна вжилась в образ вашей мамы? Долго репетировали?

Я практически не поправлял Елены Всеволодовну. Мы не репетировали, лишь собирались и обсуждали. Но я ни разу ей не говорил: «Сделайте так или этак». Елена Санаева сказала, что эта история входит в душу и сидит как заноза. И у меня было ощущение, что говорит мама, даже иногда было трудно собраться на репетициях, хотелось плакать от нахлынувших воспоминаний.

- Кто придумал такое интересное художественное решение спектакля?

Это решение художницы Марии Трегубовой, моей дочери. Мне было важно, чтобы у зрителей нашего «Эшелона» создавалось ощущение, что они реально едут вместе с Санаевой. Поэтому художница предложила такую версию: зрителей, пришедших на спектакль, усаживают на открытую платформу поезда за длинный стол, составленный из разнокалиберных столиков. Всем в процессе спектакля раздают эмалированную миску, кружку, ложку. На глазах у публики Елена Санаева на плите варит борщ и параллельно рассказывает свою историю. Как родители встретились и поженились, как родились дети, как хорошо пела мама, как читала детям Пушкина, как началась война и семья из своего колхоза под Одессой поехала в эвакуацию. И все это вначале спокойно, мирно, а потом налетают немецкие самолеты и бомбят мирных граждан. Конечно, недоумевающим зрителям приходиться вскакивать со своих насиженных мест и куда – то бежать.

Мой режиссерский замысел требовал, чтобы в финале спектакля все были вовлечены в трагическую историю и получили ощущение того, что мирная жизнь внезапно оборвалась.

- Елена Всеволодовна интересно рассказывает, варит потрясающий борщ, все настроены послушать, угоститься, и вдруг воет сирена, все взрывается, летит не понятно куда. Зачем вы так пугаете зрителей?

Это хорошо, что зритель испугался, мы как раз на это и рассчитывали. Вы поймите, история, которую зритель услышит, это жуткая драма, потому что на войне убивают, калечат людей, на войне мародерство, голод, вой сирены, бомбежка, кровь. Мне не хотелось, чтобы зритель послушал, поел борща, а потом равнодушно встал и ушел.

Ну да, посмотрели еще один не плохой спектакль в исполнении прекрасной актрисы Елена Санаевой, борщ вроде вкусный, все очень мило... А мне нужно, чтобы у зрителя был шок от ощущения, что он попал под обстрел, что его сейчас могут убить. Вот только тогда он поймет, как страшно, когда воет сирена и падают бомбы. Кто – то в этот момент погибнет, кто – то выживет. Как повезет… Это война…

- Из рассказанной истории мы узнаем, что ваш отец тоже воевал, дошел до Берлина.

Он не только геройски воевал, но и спас десятки людей. Не так давно меня нашел один журналист, который в военном архиве наткнулся на документы о моем отце. Он обратился ко мне чтобы показать эти бумаги, и я, конечно, был безмерно рад такой информации. Я знал, что у него было много ранений, что во время войны он скрывал их от врачей, чтобы не комиссовали. Но то, что документально подтверждено о спасении многих людей, узнал недавно. Отец встретил победу в Берлине, расписался на Рейхстаге. Немцы выпустили книгу «Граффити русских солдат», и там есть автограф отца. У меня хранится вырезка из «Красной звезды»: «Только за дни наступления на Берлин на свой личный счет старший сержант Леонид Райхельгауз записал семьдесят одного гитлеровца». У папы два ордена Славы.

- Спектакль называется «Фаина. Эшелон», а у вас, кажется, еще был фильм «Эшелон»?

Да, было такое. Много лет назад я снял двухсерийный телевизионный фильм «Эшелон». А сейчас во время спектакля мы вроде бы показываем нарезку кадров из этого фильма, если присмотреться, можно увидеть фотографии очень многих дорогих мне людей. Там есть фотографии семьи Елены Всеволодовны, актеры Альберт Филозов и Люба Полищук. Конечно, хотелось бы чтоб были и Галина Борисовна Волчек, которая в моей жизни сыграла колоссальную роль, и Булат Шалвович Окуджава, и Марлен Мартынович Хуциев. Они все в этом эшелоне...

 

- «Театр школа современной пьесы» частенько поражает зрителей своими необычными постановками. Иммерсивное зрелище «На Трубе», которую можно посмотреть как вживую, так и в интернете, что это такое? С чем сие «едят»? 

С салатом Оливье… (смеется) Это мистический спектакль-променад по легендам и мифам девятнадцатого и двадцатого века. Зрители приходят в легендарный Дом на Трубной, история которого без малого двести лет, каждый зал наполнен мифами и тайнами. А прекрасные актеры Ирина Алферова, Татьяна Веденеева, Александр Галибин и многие другие раскроют для зрителей мифы о великих людях эпохи — Чехове, Горьком, Достоевском, Чайковском. Зрители перенесутся на сто лет назад и окажутся в ресторане «Эрмитаж Оливье», в самом модном месте старой Москвы. Вас «поведут» в буфет, где встретит сам месье Люсьен Оливье со своими помощниками, которые готовят легендарный салат. Оливье расскажет об ингредиентах салата и в то же время рассказывается история дома на Трубной площади. Еще мне очень хочется, чтобы зритель по достоинству оценил фантастически красивые интерьеры старинного особняка - мраморные лестницы и колонны, хрустальные люстры, золоченая лепнина и подлинные зеркала позапрошлого века…

«На Трубе» – это увлекательное путешествие во времени и пространстве. Спектакль можно увидеть

19 апреля, 20 апреля, 24 мая

- Иосиф Леонидович, чтобы вы хотели сказать вашему зрителю?

Артист не может жить без зрителя. Артисту очень важны аплодисменты, восторги, цветы, а иногда и разумная критика…. Театр — это живой контакт человека, который пришел в зрительный зал, и человека, который в этот момент говорит, чувствует, мыслит на сцене. Ждем вас дорогие зрители на наших спектаклях!

Картина дня

наверх