На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    Юрий Соломин замечательно сыграл в этом фильме предателя России.Вышел документаль...
  • Алибабай Алибабаич
    Спасибо участникам фестиваля в честь Великой Победы! Да благословит Бог всех, кто боролся и борется с нацизмом и фаши...В Истре открылся ...
  • Vladimir Lioubimcev
    Эти все "переснятия" фильмов такое ПОЗОРИЩЕ и ДЕШЕВКА!!   Ну не способны некоторые снять нормальные фильмы, чтобы они...Александра Захаро...

Премьера нового русского либретто легендарной "Истории солдата".

 

 

18 июня на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории происходили уникальные события! Однофамильцы великих русских полководцев Кутузова и Жуков вместе с однофамильцем писателя Гоголя Яновским и его отрядом с Солдатом времён 1-й мировой войны сошлись в схватке с тёмными силами! А поднял им дух, заставив французского солдата быть русским в душе, автор замечательного нового русского текста либретто Александр Басов, у которого состоялась премьера!

 

 

18 июня в 19: 00 в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся концерт-спектакль «Солдат, чёрт и вальс», приуроченный к 150-летию М. Равеля и дню рождения И. Стравинского (143-я годовщина).

На сцену вышли российские пианисты, лауреаты престижных международных конкурсов Варвара Кутузова и Пётр Яновский, а также камерный ансамбль под управлением Петра Яновского. Чтец - актёр, режиссёр, заслуженный артист России Владимир Жуков.

 

 

Прозвучали пьеса «Вроде вальса» А. Скрябина, «Благородные и сентиментальные вальсы» М. Равеля, а также хореографическая поэма для симфонического оркестра «Вальс» М. Равеля в переложении для фортепиано А. Гиндина. Кульминацией программы стала премьерная постановка знаменитого сочинения Игоря Стравинского «История солдата» для чтеца и камерного ансамбля. Новый русский текст по мотивам либретто Шарля Рамю написал режиссёр и драматург Александр Басов.

В концерте приняли участие лауреаты международных конкурсов Нелли Ефимова (скрипка), Яна Сахно (контрабас), Игорь Смалий (кларнет), Иван Забегин (фагот), Альмир Муллагалимов (труба), Матвей Негруль (тромбон), Аскар Михайлов (ударные). 

 

 

О программе.

Может ли вальс быть фатальным?

Способны ли звуки изящного танца выразить неизбежность гибели «прекрасной эпохи»? Хореографическая поэма «Вальс» Мориса Равеля и балет «История солдата» Игоря Стравинского созданы приблизительно в одно время – в страшный послевоенный период. Толчком к их созданию стала одна и та же катастрофа, но при этом их образы абсолютно противоположны. Поэма Равеля – лишь зарисовка балета, отражение хореографии в фактуре большого оркестра. В свою очередь, «Солдат» Стравинского – музыка всего для семи инструментов, резкая, топорная, но при этом полноценно танцевальная. 

Загадочная пьеса «Вроде вальса» Александра Скрябина и «Благородные и сентиментальные вальсы» Равеля, открывающие концерт, написаны до Первой мировой войны, но уже пропитаны тревожным предчувствием. В мотивы «Вальсов» вплетены многочисленные намёки и предпосылки того, что мы услышим в хореографической поэме. 

«Вальс» – прекрасный, романтический, опоэтизированный танец. Но Равель его искажает и разрушает, подобно тому, как ураган войны не оставил и следа от прежнего размеренного уклада роскошной и самоуверенной Европы. В «Истории солдата» танец изначально обезображен. Обезумевший Солдат вальсирует с Чёртом и продаёт тому самое ценное, что у него есть. Финал звучит саркастической насмешкой над очарованием прошлого. Торжествует нечистая сила, окончательно уничтожившая эфемерную надежду – то прекрасное, что прозвучало в первом отделении. 

Таинственность «Quasi Valse» Скрябина, изящество «Благородных и сентиментальных вальсов» и драматизм хореографической поэмы Равеля, безумие «Солдата и Чёрта» Стравинского – всё нанизывается на нить танца. Вальс становится лейтмотивом концерта и проходит путь собственного саморазрушения, знаменующего закат романтизма и гибель прежнего мира.

«История солдата» , или «Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая» (фр. L'Histoire du Soldat) – сочинение в 2 частях для чтеца, кларнета, фагота, трубы, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса.

В 1915 году известный швейцарский писатель Шарль Рамю познакомился с Игорем Стравинским и в 1918 году написал либретто для его «Истории солдата». Сюжет был взят из 2-х русских сказок, опубликованных в известном сборнике А. Н. Афанасьева: бедный солдат продаёт свою душу (воплощённую в скрипке) чёрту за книгу, позволяющую предсказывать будущее.

Это камерное произведение, построение которого восходит к передвижному цирку. Оно состоит из нескольких коротких картин, которые основаны на маршах и различных танцах: вальс, танго и даже регтайм.

«История солдата» становится своеобразной комедией «dell”arte», где «веселье» на сцене на самом деле является лишь маской трагедии. Не зря именно это сочинение в творчестве Стравинского открывает новый период (завершая так называемый «русский»), где национальное уступает место вненациональному.

В данной постановке использовался новый текст, написанный режиссёром, драматургом А. В. Басовым по мотивам либретто Ш. Рамю.

Сведения об участниках концерта

Варвара Кутузова – российская пианистка, обладательница «Серебряного Щелкунчика», лауреат Гран-При международных конкурсов в Мексике и Сербии, лауреат «Grand Piano Competition» и десятков других конкурсов. Играла в сопровождении крупнейших оркестров страны, выступала в ансамбле с Денисом Мацуевым в резиденции Владимира Путина в день открытия Зимних Олимпийских игр в 2014 году, давала сольное выступление в образовательном центре «Сириус» по случаю приезда Президента России в Сочи в 2017 году.

Владимир Жуков - актёр театра и кино, режиссёр, заслуженный артист РФ, выпускник ВТИ им. Б. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова. Художественный руководитель Театра «Первая экспериментальная молодёжная Вахтанговская студия – Театр «Турандот». Актер театра «Выпускники Щукинцы». В составе актёрской группы в телевизионном проекте «Большая разница» на Первом канале.

Пётр Яновский – дирижёр, пианист, композитор. Дважды Лауреат Общероссийского конкурса в области искусств «Молодые дарования России» Министерства культуры РФ. Лауреат Премии им. В. С. Попова, а также международных и всероссийских конкурсов по хоровому дирижированию, фортепиано и композиции. В качестве пианиста участвовал во многих концертах МГК им. П. И. Чайковского, в том числе в Большом зале консерватории. Сочинения Петра Яновского неоднократно звучали в залах Москвы: в Рахманиновском зале МГК им. П. И. Чайковского, Большом зале училища им. Гнесиных и др.

Камерный оркестр под управлением П. Яновского – молодой развивающийся коллектив, основанный в 2024 году и изначально созданный для проведения концертов творческого объединения молодых композиторов и исполняющий «новую», только что созданную музыку. В состав оркестра вошли инициативные студенты и ассистенты МГК им. П. И. Чайковского, а также артисты «Москонцерта», которые являются лауреатами престижных международных и всероссийских конкурсов.

В этот день на сцену выйдет камерный ансамбль солистов оркестра: Нелли Ефимова (скрипка), Яна Сахно (контрабас), Игорь Смалий (кларнет), Иван Забегин (фагот), Альмир Муллагалимов (труба), Матвей Негруль (тромбон) и Аскар Михайлов (ударные).

Автор афиши художник и режиссёр Александр Бруньковский, графический дизайнер Евдокия Строжевская.

Страница концерта на сайте Московской консерватории: https: //www. mosconsv. ru/ru/concert/193841

наверх