На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анжела Якубовская

793 подписчика

Свежие комментарии

  • Sergiy Che
    ..."так громко", что когда надаёт тут Правдой - которую нечем крыть коммунячьей сворке пиздаболов типа Валерика -  то..."Мы считали, что ...
  • Валерий
    Да он не ЦИПСО, у него просто фляга свистит и очень громко."Мы считали, что ...
  • Астон Мартин
    желательно разобраться в данных исторических вопросах - как можно гордится величием советских граждан и их достижения...80 лет назад, 13 ...

Алов и Наумов. Авантюристы, ставшие классиками

В этом году исполнилось бы 70 лет самому успешному в истории советского кино режиссерскому тандему. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов сняли для отечественного кинематографа десять потрясающих лент!

Они начали снимать, еще будучи студентами. Сотрудничество Александра Алова и Владимира Наумова началось в пятидесятых годах на съемках картины «Тарас Шевченко». Молодые режиссеры были помощниками на съемочной площадке у режиссера Игоря Андреевича Савченко.

Он преподавал режиссуру во ВГИКЕ и параллельно много снимал. Во время съемок у него случился сердечный приступ и закончить картину уже пришлось двум начинающим режиссерам.

Они досняли картину своего мастера, картине присудили Сталинскую премию. Такая ответственность, внезапно обрушившаяся на молодых режиссеров, которым не было и 30, пошла им на пользу. Так началось триумфальное содружество двух гениев. Все фильмы этих режиссеров были дерзкими, авантюрными и необычайно талантливыми. И кстати, принесли отечественному прокату огромную прибыль.

«Мы могли вместе проработать целый день, — вспоминал Владимир Наумов, — но проходило несколько часов, и вечерами мы звонили друг другу, успев соскучиться по общению. Работа с Аловым была удивительным по гармонии и взаимопониманию, мы оба были одержимы профессией. Саша обладал редким мужеством: прошел войну, боролся с последствиями ранения и контузии, которые со временем становились все тяжелее. Я видел, как трудно ему ходить, приходилось опираться на палку. Но за все годы работы он ни разу не дал себе даже намека на поблажку. Конечно, у нас бывали и конфликты, и ссоры. Я по темпераменту взрывной, Алов сдержан — мы дополняли друг друга. Каждый из нас придумывал сцену по-своему, потом приносил ее на суд. С ходу не принимался ни один вариант, но, когда срасталось, сцена получалась объемная, живая»

Их первой самостоятельной картиной стала драма «Тревожная молодость» о гражданской войне на Украине. Затем картина «Павел Корчагин», с Василием Лановым в главной роли. Завершает революционную серию драма «Ветер», ставшая кинодебютом актера Александра Демьяненко.

В 1957-м Иван Пырьев пригласил режиссеров на «Мосфильм». Военная драма «Мир входящему» — была удостоена специального приза жюри XXII Международного кинофестиваля в Венеции за лучшую режиссерскую работу. Это лента о войне, о которой Александр Алов знал не понаслышке. С августа 1941 года — в составе 1-го особого кавалерийского полка он воевал на Западном фронте. Также участвовал в обороне Москвы, в Сталинградской и Курской битвах, дошел до Берлина.

Позже фильм, в «идейном соответствии» которого очень сомневались в СССР, выиграл «Кубок Пазинетти». Через год эта же картина получила кинопремию «Фемина» в Брюсселе.

Затем молодые и дерзкие режиссеры сняли совершенно необычный по своей стилистике киноальманах «Монета», состоящий из трех новелл, действие которых происходит в Соединенных Штатах Америки в 1930-х годах. Фильм был показан по телевидению. Это было совершенно не духе того времени, и работа думающих режиссёров вызвала недовольство высшего руководства. Творчество художников начали критиковать. Потом через 4 года Алов и Наумов в такой же депрессивной манере снимут гротескную кинокомедию «Скверный анекдот» по роману Федора Достоевского. Картину и вовсе положили на полку на целых двадцать лет.

Но затем наступил прорыв в карьере! Одной из самых известных работ стал фильм «Бег» по роману Михаила Булгакова. Кстати, эта картина тоже была принята не сразу.

«Фильм "Бег" — это первая попытка в нашей стране экранизировать Булгакова, — рассказывал Наумов, — а надо сказать, что Булгаков тогда был в большой опале, и нам с Аловым пришлось потратить около трех лет на "пробивание" этой темы. Литературным консультантом у нас была вдова писателя, Елена Сергеевна Булгакова. Она умела создавать ощущения присутствия автора. Она называла себя "единственным представителем" Михаила Афанасьевича на Земле. Иногда, посмотрев материал фильма, где мы с Аловым зачастую снимали сцены, не существующие в романе, она говорила: "Да, этот материал Михаилу Афанасьевичу понравился, но он просил добавить несколько деталей". Мы переснимали, добавляя с Аловым сцены, и действительно получалось в духе Булгакова».

Фильм был не только выдержан в стилистике Булгакова, но и впечатлял кастингом и удачными актерскими находками. В ней были заняты выдающиеся советские актеры, народные артисты СССР — Михаил Ульянов, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Алексей Баталов, Бруно Фрейндлих, Михаил Глузский, Владимир Басов. Тонко и трогательно сыграла молодая актриса Людмила Савельева.

Владимир Наумович, — делился некоторыми эпизодами работы с актерами, снимавшимися в ленте: «Ульянов — блестящий актер, он требовал от меня и от Алова постоянных репетиций. А Евстигнеев — импровизатор. Он после первой репетиции тут же «завядал», ему становилось скучно. У нас была специальная красивая девочка-ассистент, она уводила его в гримерку и там поила кофе, веселила и не давала ему «завять». А мы в это время репетировали с Ульяновым. И когда он был готов, выпускали Евстигнеева. И наша цель состояла в том, чтобы Ульянов «дозрел», а Евстигнеев не «завял».

Мы Ульянову крепили специальные усы, но они почему-то все время отклеивались и, когда он целовал Евстигнеева, маленькие кусочки волос попадали ему в рот. Евстигнеев отплевывался и делал такое брезгливое лицо. Получилась потрясающая сцена! Вообще у этих актеров было невероятное умение импровизировать на лету»

После окончания производства фильм подвергся цензуре и преследованию. Режиссеров обвинили в сочувствии к белогвардейцам и в том, что генерал Чернота, мастерски сыгранный Михаилом Ульяновым, вызывает симпатию. Готовилась премьера, в кинотеатре «Россия» висел огромный плакат к фильму и в одну секунду все сняли. Молодые режиссеры уговорили Михаила Ульянова, тогда он был безумно популярен, вместе отправиться в путь. Кинематографистов посадили в правительственный самолет, в котором летели члены правительства. Когда когда они летели, «партийные бонзы» предложили режиссерам сыграть в домино.

«Я со своей стороны предложил сыграть в "американку" — рассказывал Владимир Наумович, — это когда проигравший выполняет любое желание, и на наше счастье нам повезло, мы выиграли. Члены правительства пытались выкрутиться, но нам тогда терять было нечего, мы спасали фильм. Я просто "вцепился в пиджак" нашим заступникам и мне дали телефон. Пришлось без конца звонить, напоминать, просить. Видно, у них взыграла совесть, и они милостиво разрешили народу посмотреть эту картину».

После того как из «Бега» были вырваны буквально клоки мяса, картина пошла в прокат. Несмотря на все перипетии, у нее была счастливая прокатная судьба, она пользовалась большим успехом у зрителя. Очереди за билетами выстраивались километровые, были введены дополнительные сеансы. По опросу зрителей, «Бег» был признан лучшей картиной года.

Режиссеры воспряли духом и приступили к съемкам международного проекта, которая стала лидером советского проката. Ленту «Тегеран-43» сняли в 1980 году. В числе сыгравших в нём зарубежных актёров были звезды мирового экрана Курд Юргенс, Клод Жад и Ален Делон.

«В оригинале сценария роль для Алена Делона была не большая, всего две страницы, — делился воспоминаниями режиссер Наумов, — мы не планировали брать звезду такого уровня в свою картину. Так совпало, что продюсер, с которым мы работали работал ранее с Делоном на "Черном тюльпане" и когда по нашей просьбе он позвонил Делону с предложением сняться у русских, тот неожиданно назначил встречу. Мы показали ему сценарий, он увидел, что для него не много отведено в этом сценарии, даже поначалу отверг предложение. А потом сказал усилить и увеличить его роль, только тогда он даст согласие на участие. Мы с Аловым приехали в отель, заказали ужин в номер, пригласили стенографистку-переводчицу и с девяти вечера до восьми утра сочиняли ему новую роль. Делон, увидев нас в девять утра в офисе, удивленно на нас посмотрел, не ожидав такой скорости, но сценарий взял, прочитал и дал согласие. Вскоре мы уже начали снимать. И кстати, именно после "Тегерана-43" во французский кинематограф ворвались яркие образы полицейских, которые свели всех его поклонниц с ума»

Несмотря на то, что кинематографисты говорили на разных языках, им удалось наладить эмоциональный контакт, эмоциональную синхронность. Делон понимал с полуслова, и сотрудничество оказалось приятным. Конечно, Делон был актером профессионалом высшего класса. На съемки всегда приезжал вовремя, всегда подтянут, собран. С первого раза запоминал текст и потом практически не ошибался. У него безусловно была своя особенная аура. И он, как говорится, оказался по словам режиссера самый «французистый» француз.

После окончания съемок Делон был на мировой премьере фильма в Париже, а на Международный кинофестиваль в Москву приехать не смог. У Роми Шнайдер, с которой он очень дружил, трагически погиб сын.

Режиссер Наумов добавляет: «В картине очень сильная сцена гибели героя Алена Делона, которая на его поклонников произвела неизгладимое впечатление. Очень ярко сыграла и Наталья Белохвостикова. Этот эпизод двух актеров как прекрасный алмаз в фильме… Наташа очень талантливая актриса, она никогда от меня не требовала особых условий на съемочной площадке. В сцене гибели инспектора Фоша, которого сыграл Ален Делон все было сделано для француза максимально комфортно, он был в наколенниках и налокотниках. И когда он падал на мостовую, Наташа изо всех сил пыталась его поддержать. Она падала с ним по- настоящему без всяких страховых приспособлений. И Делон, когда увидел, что она бьет колени возмутился и отругал меня. Он впервые снимался в советском фильме, для него многое было не понятно…»

Песня Шарля Азнавура «Вечная любовь», которая стала лейтмотивом картины добавила истории неповторимый шарм и энергетику. Владимир Наумов вспоминал: «100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира».

После столь успешных картин режиссеры задумали замахнутся на историю «Мастер и Маргарита». Думая о будущем фильме, они сделали огромное количество рисунков, набросков к фильму. И однажды ночью Владимиру Наумову приснился сон. В квартире стоит вдова Булгакова и говорит: «Михаил просил передать, чтобы вы "Мастера и Маргариту" не трогали». И она пошла к выходу.

Владимир Наумов вскочил, по дороге зацепился и ударился коленом о тумбочку. Вдова писателя уже стояла возле лифта и добавила напоследок: «И вообще пусть никто не трогает». Режиссер проснулся утром и увидел огромный синяк на колене. Он рассказал об этом сне своему соратнику и соавтору. Посоветовавшись между собой кинематографисты решили не браться за это произведение. И так получилось, что все, кто снимал эту историю терпели поражение…

Режиссеры сняли еще несколько совместных картин: «Легенда о Тиле» — экранизация романа Шарля де Костера и военная драма «Берег» по роману Юрия Бондарева.

12 июня 1983 года умер Александр Алов. После кончины режиссера его друг и соавтор снял биографический фильм «Алов». Написал автобиографическую книгу «В Кадре»

Он сказал: «Пусть мои слова прозвучат сентиментально, но после Сашиной смерти я все время ощущаю на том, что делаю, его внимательный взгляд».

Без своего соавтора Алова Владимир Наумов снял картины «Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки», «Белый праздник», сценарий которого написан вместе с Тонино Гуэрра.

В последние годы Владимир Наумович пытался снять картину «Сказка о царе Салтане», даже провел кастинг, отснял первые сцены на «Мосфильме», но что-то не заладилось с финансированием.

«Сейчас на экранах телевизора, — говорил режиссер, — можно часто увидеть рекламу: «Газпром — наше национальное достояние» И мне хочется задать вопрос: «А что будем делать, когда газ кончится?». Так вот хочу сказать, что настоящее национальное достояние — это Пушкин, и он не кончится никогда. Сегодня наш язык загрязнили и испоганили. У Пушкина потрясающий язык, потрясающее умение сделать фразу музыкальной. Я хочу, чтобы в каждой русской школе, каждый первый урок начинался с Пушкина. Потому что мы все отравлены, разговариваем на бог знает каком языке, нужно чтобы дети почувствовали чистоту языка, его прочность, объем. Так как он описывает пейзаж или человека, так никому не дано до сих пор. Достоевский на могиле Пушкина сказал: «Сколько тайн он унес с собой». Я в детстве читал все его сказки, а сейчас перечитываю и нахожу для себя столько необычного.

Но, к сожалению, мечтам режиссера не дано было осуществиться. Проект был закрыт и вскоре Владимир Наумович ушел от нас. Он умер 29 ноября, не дожив до своего дня рождения неделю.

Алов и Наумов ушли от нас навсегда, но оставили зрителям свои фильмы, со своим уникальным авторским почерком, с невероятной энергетикой, ритмом и легким привкусом бесшабашного авантюризма… Они и сегодня смотрятся очень современно.

Картина дня

наверх