На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анжела Якубовская

793 подписчика

Свежие комментарии

  • Sergiy Che
    ..."так громко", что когда надаёт тут Правдой - которую нечем крыть коммунячьей сворке пиздаболов типа Валерика -  то..."Мы считали, что ...
  • Валерий
    Да он не ЦИПСО, у него просто фляга свистит и очень громко."Мы считали, что ...
  • Астон Мартин
    желательно разобраться в данных исторических вопросах - как можно гордится величием советских граждан и их достижения...80 лет назад, 13 ...

Ренуары. Фамилия как подарок судьбы!

Имя французского режиссера Жана Ренуара я впервые услышала во ВГИКЕ на семинаре по зарубежному кино. Нас, студентов, собирали в кинозале и демонстрировали старые, иногда не очень хорошего качества ленты известных кинематографистов. Преподаватель говорил: «Те, кто избрал своей профессией кино, должны знать имя Жана Ренуара и помнить о том, что он один из основателей великого кинематографа».

Фильмы Ренуара «Великая иллюзия» и «Правила игры» входят в число лучших кинокартин всех времен и народов, а сам мастер числится четвертым в списке лучших режиссеров мирового кинематографа. Я пересмотрела в институте практически все его фильмы, и особенно мне запомнилась лента под названием «Золотая карета» с несравненной Анной Маньяни.

Невероятно красивая сказка, о Золушке, актрисе бродячего театра, которая никак не могла определить, кому из трех принцев отдать свое сердце. В результате предпочла вместо обеспеченного семейного счастья одиночество, свободу и актерскую карьеру. Такой вот странный фильм о том, как Золушка превращается в принцессу без принца… Это был последний шедевр Ренуара, больше фильмов он не снимал. Спустя много лет я нашла эту ленту и пересмотрела еще раз. Если историю переснять в современном жанре, она по-прежнему будет актуальной. Картина нисколько не устарела…

Картина Огюста Ренуара «Большие купальщицы», 1884-1887 (Музей искусств, Филадельфия).

Многогранность таланта Жана Ренуара вызывает восхищение. Он снимал драмы, водевили, комедии, экспериментальные ленты, при этом его творческая манера всегда выделялась из общего ряда. Кстати, многие критики и киноведы неоднократно замечали: в своих работах французскому режиссеру наиболее талантливо удавались женские образы. И это не удивительно, ведь он сын великого импрессиониста Пьера Огюста Ренуара — основоположника жанра импрессионизма, в свое время изменившего представление о мировой классической живописи. И если импрессионист Пьер Огюст Ренуар в своих полотнах создавал женские образы тонкие, чувственные, с флером нежного обаяния («Зонтики», 1879, «Девушки в черном», 1879, «Купальщицы», 1887), то образам героинь Жака Ренуара присущи совершенно иные черты: неуправляемость женской натуры, страсть, смятение (вспомним ту же «Золотую карету» с Анной Маньяни в главной роли или фильм «Елена и мужчины», в главной роли Ингрид Бергман).

Если изучить творчество отца и сына, то можно сделать вывод: отцу- живописцу и сыну-режиссеру удалось создать удивительные женские образы и обогатить мировую культуру в целом. Полотно Ренуара — старшего «Купальщицы», по мнению специалистов, стало непревзойденным шедевром женской чувственности, полотно «Светская дама в театре», с женщиной, смотрящей отрешенно куда-то вдаль, словно отразило особую ранимость всех прекрасных дам той эпохи. Чего не скажешь о картинах сына — режиссера Жана Ренуара. В своих лентах он наглядно демонстрирует бурный и независимый женский темперамент, будь то француженки, итальянки или американки. В последние годы жизни мэтр перебрался в Америку и снимал свои ленты в Голливуде.

И если проследить биографию Ренуаров, то напрашивается закономерный вывод: эта семья внесла грандиозный вклад в мировое искусство.

И да, Ренуары пришли в этот мир создавать красоту! Все три сына импрессиониста Пьера Огюста Ренуара серьезно реализовались в искусстве. Старший, Пьер, стал актером, средний, Жан, — кинорежиссером, младший, Клод, — сначала художником-керамистом, затем оператором. И о каждом можно написать отдельный большой труд.

В мастерской фотохудожника Жака Ренуара (5 Рю Фодере, Ницца).
Фото из личного архива автора

Когда началась эра фотографии, которая для многих художников ознаменовала «начало конца», коллега Огюста Ренуара живописец и график Эжен Делакруа сказал: «Когда вы научитесь пользоваться фотографией, она станет лучшим инструментом художника».

И мой материал — о человеке, который по совету Делакруа виртуозно воспользовался этим инструментом.

Позвольте представить: Жак Ренуар, внук Огюста, сын Клода Ренуара. При этом Клод Ренуар — оператор почти всех фильмов дяди Жака, кинорежиссера Жана Ренуара. Сам же Жак Ренуар много лет работал оператором на фильмах Кусто, а в последние годы отдался другой своей страсти — профессиональной фотографии.

Выпускник Технического училища фотографии и кинематографии Луи Люмьера, в свое время он ассистировал самым известным режиссерам: Вадиму Роже, Клоду Соте, Эдуарду Молинаро, Льюису Гилберту, Джону Франкенхаймеру. Четыре номинации и американская телевизионная премия «Эмми» увенчали его операторскую карьеру. Затем началась эра фотографии. Но не одно интервью не проходит без того, чтобы журналисты не спросили Жака, почему он не пишет картины, как и его великий предок.

Жак Ренуар:
«Вся наша семья артистична и занимается искусством. С детства я впитал музыку, живопись, кино. Мой отец был артистом театра комедии, бабушка была популярной русской актрисой, дядя известным режиссером.

С раннего детства родители приобщили меня к живописи, в молодости я писал картины, но понял, что соревноваться с дедом не имеет смысла, меня всегда будут сравнивать с его творчеством. В моих картинах самым ценным оказалась фамильная подпись "Renoir", что стало для меня не очень приятным явлением…

Я долго тяжело переживал, когда меня сравнивали с другими Ренуарами, в итоге свой выбор сделал в пользу фотографии. Я свободен в своем творчестве и делаю то, что мне кажется интересным. Для художника это состояние очень важно».

Своими работами Жак Ренуар стремится показать зрителю необычный, непривычный мир. Он выходит за рамки обыденного и демонстрирует свое уникальное направление. Фотохудожник изобрел собственный стиль, он называется «AU-DELA DU REGARD», но, тем не менее, не останавливается на достигнутом и всегда находится в поиске. Работает с самой разнообразной натурой и материалом. Никто вокруг не видит, сколько красоты в скомканном металле, сожженном дереве, смятой траве, в отражении солнца в воде. А Жак Ренуар все замечает…

Он работает над разными темами: в своей мастерской, в семейной оливковой роще Ренуаров, есть у него серия обнаженная натура, серия свет и тень, серия путевые зарисовки. Он много снимает балет, танец, движение, ландшафтные материалы и так далее…

Выставки следуют одна за другой во Франции и за рубежом.

Картина дня

наверх