СИЯНИЕ КРЕМЛЁВСКОЙ «РАЙМОНДЫ»
Театр «Кремлевский балет» представил премьеру одного из самых сложных по хореографии классических балетов – «Раймонду» Александра Глазунова и восхитил как постановкой и сценографией, так и великолепным мастерством солистов и кордебалета. Новый спектакль «Кремлевский балет» посвятил памяти своего основателя и художественного руководителя Андрея Борисовича Петрова (1945 - 2023).
«Раймонда» - из числа спектаклей, составляющих золотой фонд русского классического балета. Её премьера состоялась в Мариинском театре в 1898 году и стала последней значимой работой выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа (1818 – 1910).
Вслед за Петипа к «Раймонде» обратился другой знаменитый мастер, Александр Горский (1871 – 1924). В первой редакции, осуществленной в Москве на сцене Большого театра, Горский сохранил хореографию своего знаменитого предшественника, хотя постановка и дополнилась вставной мазуркой, которую поставил балетмейстер Иван Хлюстин (1862 – 1941). В дальнейшем, начиная с 1908 года, в своих новых редакциях «Раймонды» Александр Алексеевич Горский стал отходить от первоначальной версии спектакля, предлагая решения, базировавшиеся уже на импрессионистской стилистике.
На протяжении ХХ века известные хореографы не единожды предлагали свое видение «Раймонды». Так, в 1945 году появился спектакль, поставленный Леонидом Лавровским и включивший в себя лучшее из постановок Петипа и Горского. А в 1984 году свою редакцию «Раймонды» предложил Юрий Григорович – он вернул в этот балет многие из находок Мариуса Петипа, не отказавшись при этом от ряда номеров, созданных Александром Горским, и, конечно, дополнил новую версию авторской хореографией.
Либретто «Раймонды», изначально сочиненное писательницей и журналисткой Лидией Пашковой и затем переработанное Петипа и директором Императорских театров Иваном Всеволожским, основано на старинной рыцарской легенде, действие которой происходит в Провансе во времена Средневековья. Венгерская принцесса Раймонда де Дорис и её жених рыцарь Жан де Бриен любят друг друга и с нетерпением ждут встречи - Жан де Бриен должен вскоре вернуться из военного похода под знаменем венгерского короля Андрея II. На празднестве в честь именин Раймонды прибывший в замок в качестве гостя воин Абдерахман со своей многочисленной свитой преподносит имениннице богатые подарки. Сражённый красотой Раймонды, сарацин влюбляется в неё и пытается похитить, однако Жан де Бриен в поединке побеждает Абдерахмана, нанеся ему смертельный удар. Затем разворачивается свадебное торжество.
Поскольку речь в балете идет о событиях в замке графини Сибиллы де Дорис, тети Раймонды (Ксения Хабинец), с участием венгерского короля (Сергей Васюченко) и высоких гостей, то, разумеется, что интерьеры должны быть роскошными, и тут Народный художник России Вячеслав Окунев, автор сценографии и костюмов, постарался на славу: супер-занавес выполнен в стиле старинного гобелена, на котором всадники удаляются в тенистый парк.
Изысканны задники сцены, изображающие то ласкающие глаз пейзажи, то архитектурные виды, то шикарные гобелены; ярки и элегантны костюмы солистов и кордебалета. Единственное, что показалось мне утяжеляющим общий «облик» спектакля, это бордовые занавеси, обрамляющие сцену в одной из картин, – слишком много «тяжёлой», объёмной ткани. Но эти занавеси мало повлияли на восприятие спектакля как лёгкого (по атмосфере) и воздушного.
Принимая во внимание, что сцена Кремлёвского дворца огромна, заполнить её участниками спектакля так, чтобы не создавалось пустот и ощущения потерянности артистов в гигантском пространстве, - дополнительная трудность для постановщиков балетов. Однако Народный артист России Андрис Лиепа, сам некогда танцевавший в «Раймонде», а сейчас выступивший в качестве хореографа-постановщика, с этой задачей успешно справился. Он так распределил по сцене всех участников спектакля во всех картинах, что атмосфера действия производила впечатление не потерянности, а простора как внутри замка, так и снаружи.
Премьер Большого театра в прошлом, сын выдающегося танцовщика второй половины ХХ века Мариса Лиепы, Андрис чувствует природу балетных артистов на генетическом уровне, поэтому его выбор солистов оказался безупречным. Гордая красавица Алина Липчук в заглавной партии, быстрый, эмоциональный и мужественный Жан де Бриен (Даниил Росланов); смелый, уверенный в себе и напористый Абдерахман (Эдгар Егиазарян) украсили спектакль высокой техничностью и стопроцентным попаданием в образ.
Партия Раймонды считается одной из самых сложных в мировом классическом балете, у неё только сольных вариаций целых семь, а ещё адажио и дуэты, к тому же Раймонда практически всё время находится на сцене, поэтому исполнительнице этой партии нужно обладать не только высокой техникой исполнения, но и выносливостью. Всё это с блеском продемонстрировала Алина Липчук, не единожды в ходе спектакля удостоивавшаяся аплодисментов публики.
Премьер труппы Заслуженный артист России Даниил Росланов тоже показал свои лучшие качества: полётные прыжки, надежность в поддержках, красивые дуэты, общую элегантность. Единственное, что несколько нарушало визуальную гармоничность его дуэтов с Раймондой - это то, что когда Липчук вставала на пуанты, она оказывалась выше партнера.
В партии Адберахмана собственно танца не так много, у него больше пластических движений, но они в исполнении Эдгара Егиазаряна были предельно экспрессивны и эмоциональны, а позы – говорящи. Солист также обладает хорошим прыжком. Особенно сильно воздействует на публику сцена, в которой смертельно раненный в поединке с де Бриеном Абдерахман протягивает к Раймонде руки.
Андрис Лиепа ввел в спектакль новый персонаж – Али, оруженосца Адберахмана. Партия это маленькая и не слишком танцевальная, однако, как известно, в искусстве не бывает мелочей, поэтому эту партию доверили исполнять другому премьеру труппы Егору Мотузову.
В «Раймондах» Мариинского и Большого театров нет призрака Белой дамы, покровительницы Дома де Дорис, который имелся в первоначальном либретто. Однако в постановку Кремлёвского балета Андрис Лиепа решил включить этот персонаж и поручить его исполнение Заслуженной артистке России Ирине Аблицовой. Несмотря на то, что призраки – сущности эфемерные, у Белой дамы довольно заметная партия и весьма своеобразный костюм авторства и исполнения Елены Басовой. Костюм, надо сказать, весьма незатейливый: чисто белый, просторный балахон, который современным языком назвали бы oversize, длинные, свободные рукава и белый же очень простой конусообразный головной убор. Ничего особо таинственного, женственного или волшебного в костюме Белой дамы нет, так же, как и в рисунке её танца. Но к ней периодически обращается Раймонда, а своим появлением в четвёртой картине Белая дама благословляет Раймонду и Жана де Бриена на счастливую супружескую жизнь. И вообще - какой замок без призрака?
В Кремлёвской труппе отличный женский кордебалет, который особенно зримо проявил своё выдающееся мастерство в «Сне Раймонды». Сон Раймонды – это такое же таинственное и несколько потустороннее явление, как виллисы во втором действии «Жизели», тени в «Баядерке» или Белый акт «Лебединого озера»: 24 высокие и стройные балерины в многочисленных перемещениях и разнообразных танцевальных построениях продемонстрировали завидную синхронность и бесшумное касание пуантами балетного пола.
Помимо классического танца в спектакле есть пламенный Панадерос в искрометном исполнении Златы Дорофеевой и Амира Салимова, страстный и стремительный Сарацинский танец, в котором блеснули мастерством Полина Агеева и премьер труппы Дмитрий Прусаков, и Венгерский танец, открывший предсвадебную церемонию в последней, четвертой картине (Вероника Варновская и Олег Крошкин).
И, конечно, украсило постановку изумительной красоты финальное Grand pas.
Как балетный гуру Андрис Лиепа понимает, что его новое детище удалось на славу, и гордится им. «Раймонда» - вершина классического балета, это спектакль, который по праву занимает место в ряду с такими признанными шедеврами, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского, - говорит Лиепа. – Музыка, которую Глазунов создал для «Раймонды», - одна из лучших в истории балетного искусства и в симфоническом плане она ничуть не уступает музыке Чайковского. Это красивейший и очень сложный в техническом отношении балет, станцевать главные партии в котором – задача максимум для любого профессионала».
Большому успеху спектакля немало способствовал Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением художественного руководителя и главного дирижёра этого коллектива Сергея Кондрашева, который уже давно зарекомендовал себя как отличный симфонический и балетный дирижёр.
Людмила Лаврова
https: //proza. ru/2024/11/05/1756
Автор фото - Алла Четверикова. Фото предоставлено пресс-службой Государственного Кремлёвского дворца.
Свежие комментарии