На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анжела Якубовская

793 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Сабакарь
    По ходу тебе мало твоего говна, раз ты тут говно дГугиих выпрашиваешь. Но у меня нет столько дармогого  дерьма для те..."Мы считали, что ...
  • Sergiy Che
    ...Пыталась всё снова и снова любимой такими подонками как он - клеветой и оговором оппонента - отбрехаться подлая са..."Мы считали, что ...
  • Владимир Сабакарь
    Ты  гитлерюгенд и бандеропитек не можешь на  человека нападать из своей клетки с белым ремнём.  "Шедудивый" у тебя на..."Мы считали, что ...

Виктор Мережко. Время подскажет своих героев

Виктор Иванович Мережко был человеком искусства. Вся его жизнь была неразрывно связана с отечественным кинематографом.

В своих историях он придумывал героев, которые очень точно отражали дух, время и характер нации. По сценариям Мережко было снято около семидесяти фильмов. Крылатые фразы, которые говорили его герои ушли в народ и стали разговорной речью.

Многие его киноработы сегодня составляют золотой фонд советского кино, их будут смотреть и наши дети, и наши внуки, и каждый найдет для себя что-то ценное в историях драматурга. Мережко вел популярную на весь Советский Союз «Кинопанораму», а его фильмы, такие как «Родня», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Здравствуй и прощай» — посмотрели десятки миллионов зрителей. Виктор Мережко ушел от нас, но оставил свои бессмертные работы.

Виктор Иванович обладал не только ярким самобытным талантом. Не только умением схватить характер и время. Он видел многие вещи в перспективе. В последние годы его слова становились пророческими. Он говорил какое будущее может ожидать нашу страну. Как сценарист, способный пробрасывать действие вперед, он видел, как разворачивается «сюжет истории» в перспективе …

— Виктор Иванович, вы часто говорите, в разных интервью и выступая на телевидении, что нужно поднимать наше отечественное кино, но без идеологии это сделать невозможно. Многие об этом тоже говорят, но в чем именно должна заключаться современная идеология? Меньше развлекательного контента и больше патриотического кино?

Ничего плохого нет в том, что кинематографисты начнут снимать патриотическое кино. Самое ужасное то, что его никто не увидит, потому что разрушена система проката. Я всегда говорил, что в бюджете страны по доходной части кино стояло на третьем месте после водки и табака.

Скажу страшные вещи, кого-то мои слова покоробят, но считаю, что у нас в России как можно скорее должно быть создано министерство пропаганды. В государстве должна существовать идеология патриотизма и нравственности. А сейчас идеология одна — больше заработать бабок или больше украсть, но это путь в никуда.

Также отсутствует воспитание и контроль над молодежью, молодые ребята столкнулись с огромной проблемой, с проблемой трудоустройства после института. А это тоже забота государства.

В плане идеологии согласен со Сталиным, который говорил великую фразу: «Кадры решают все!» Чем опытнее специалист, тем больше он приносит пользу обществу. А сейчас профессионального специалиста, токаря или слесаря днем с огнем не найти. А почему? Потому что государству нужно было в свое время позаботиться о правильном идеологическом воспитании молодого поколения.

 

— А не вы ли говорили о том, что была цензура, которая запрещала вам писать о рабочем человеке плохо. Нельзя было изображать его алкоголиком. Так получается, что вы сами вырыли себе яму?

Мало того, что мы ее вырыли, мы в нее и свалились. Вот был у меня сценарий под названием «Вас ожидает гражданка Никанорова». Он был написан в конце шестидесятых, а запустился он только в конце семидесятых, его не пускали дважды, считая, что такая легкомысленная, падкая на любовь колхозница не может быть примером для советских женщин. Моя героиня деревенская женщина, мечтающая о прекрасном принце и, казалось бы, что тут страшного желать идеального мужчину, но худ совет посчитал сценарий аморальным. И только после того как я нашел режиссера Леонида Марягина, который согласился взяться за проект нам удалось получить разрешение на съемки. Режиссер принял судьбоносное решение взять на главную роль Наталью Гундареву. Она своей наивностью и простотой придала фильму ярчайшую достоверность. И я не стремился показывать ее идеальной, ни внешне, ни внутренне.

На худсоветах нам часто говорили: «Женщина села должна быть красива душой, телом и трудолюбием». Но вы попробуйте придумать такой персонаж, он далек от жизни. Но я все-таки попытался. У меня есть картина с Наташей Гундаревой и Людмилой Зайцевой «Здравствуй и прощай», там еще снимался яркий набор звезд-мужчин: Олег Ефремов, Виктор Павлов, Сергей Кононов. Это была история о трудовых людях, которая имела успех, ее и сейчас с удовольствием смотрят. Я думаю, что можно показать рабочего человека или колхозницу с проблемным характером, далеким от идеала, порой не уживчивого или противоречивого. Все зависит от того, как написать историю, чтобы она показалась жизненной, честной, талантливой.

— Вот вы сейчас говорили о пользе патриотического кино, а сами в свое время написали историю «Трясина», в которой совершенно не было никакого патриотизма. Главную героиню очень ярко сыграла Нонна Мордюкова, но, если разобраться она конечно поступила не патриотично…

Поэтому худсовет посчитал фильм позорящим честь Советской армии, и он пролежал на полке. История была написана совместно с режиссером Григорием Чухраем. Она о женщине, которая во время войны лишилась мужа, а старший сын пропал вез вести. Женщина спасала младшего сына, укрывая его на чердаке, и за это она поплатилась жизнью. Казалось бы, совершенно не приглядная героиня… Но вопреки ожиданиям чиновников картину в прокате посмотрело огромное количество зрителей. И героиня, которую потрясающе сыграла Нонна Мордюкова вызвала у зрителей искреннее сочувствие. Герой должен вызвать сопереживание. А современные герои порой вызывают только отвращение…

И кстати, эта роль одна из самых сильных работ Нонны Мордюковой. Нонна Викторовна вдохновила написать меня следующий сценарий к фильму «Родня». Она звонила и напоминала, что ждет хорошую комедийную историю после «Трясины». В «Родне» ее героиня получилась простодушная и немного грубоватая. И также далекая от идеала. Мои герои порой что-то не понимали, где-то ошибались, но они были живыми людьми…

— Современный герой каким должен быть, чтобы молодежь взяла с него пример?

Начнем с того, что у нас были потрясающие актеры: Николай Крючков, Георгий Юматов, Сергей Бондарчук, Олег Стриженов, я не могу даже всех перечислить, поэтому в шестидесятые годы так вырос кинематограф, а страна воспитывалась на героях. Мы действительно смеялись над тем, что рабочего человека нельзя было показывать алкоголиком… Но, как оказалось, цензура была права.

И если раньше идеологический каток делал нас нравственнее, чище, мы с надеждой смотрели в перспективу, то сейчас мы попали под финансовый каток и живем под абсолютно другой идеологией, которую переняли с Запада.

Я когда-то очень любил итальянское кино, обожал французский кинематограф, мне также нравилось английское кино. Сейчас вижу, как молодое поколение растет под катком «американизированности». И посмотрите, что за герои в американском кино — сплошные черти, инопланетяне, вурдалаки, вампиры, всякая нечисть.

Самое ужасное, что молодежь пытается быть похожими на них. Мужик живет с мужиком, у женщины отношения с женщиной, все недопустимое, безнравственное и беспринципное вошло в нашу жизнь и диктует свои условия. А государство молчит!

С театрами тоже беда, я знаю театры, в которые уже просто стыдно ходить. Ставятся спектакли, на которые невозможно пойти всей семьей, потому что там сплошная пошлость и разврат, которую выдают за режиссерскую находку. Когда мною почитаемый и небедный артист снимается в рекламе и говорит: «Не надо бояться нулей, денег и прочей чепухи», мне становится стыдно за него, за его педагогов, которые учили своих учеников, что так направо и налево себя продавать нельзя.

Вы спрашиваете, какое сегодня должно быть кино? В первую очередь молодые кинематографисты, которые воспитываются лучшими мастерами во ВГИКе, должны снимать умные фильмы, а время подскажет своих героев.

— Так в чем дело? Почему сценаристы не пишут современные истории, которые могли быть и интересными, и профессионально ориентированными?

Дело в том, что такие фильмы можно снимать, но они не попадут на большой экран. Хозяину кинотеатра проще купить пакет американских блокбастеров, чем рисковать своей прибылью. Молодая российская публика не приучена смотреть патриотическое кино о простых людях.

Если говорить о телевидении, о телесериалах, здесь тоже существует проблема: народ смотрит поверхностные мелодрамы, где «Вася любит Катю, Катя любит Петю», вечные любовные треугольники — основная тема наших сериалов. И чаще всего востребован сюжет, в котором разыграна история молодой девушки, приехавшей из деревни Хрюкино в Москву. Где она начинает пробиваться, становится проституткой, потом любовницей богатого человека, потом менеджером компании, потом успешным банкиром. Самый примитивный сюжетный ход.

А историй про простых людей не пишут и не снимают. «Это не рейтинговое кино, это не принесет нам рекламу», — говорят владельцы каналов.

— Если сделать полностью государственный канал для нашего отечественного кино, которое будут снимать и продвигать именно на этом канале?

Первый и Второй канал, а также НТВ ориентированы на нашу продукцию, именно на отечественные сериалы, зарубежное кино чаще всего показывают после двенадцати ночи. Но опять повторюсь, не в каналах дело, а в том, что разрушена идеология в стране. Например, ситуация с Крымом усилила волну патриотизма в России. Теперь ее нужно поддержать, укрепить, чтобы она работала внутри страны.

— Но, возможно, народ не готов переменам, к смене идеологии?

Наш народ хочет работать и требует, чтобы, наконец, был порядок. Это вранье, что гастарбайтеры работают лучше. Сейчас огромное количество случайных людей приезжают в нашу страну, не любя, не понимая нашей культуры. Они остаются в ней, мечтая попасть в Арабские Эмираты на работу, в дома к богатым арабам. Для нас они по духу совершенно чужие люди, а тем более им наша культура, наш кинематограф не нужен.

Зайдите в любой магазин, везде на кассе сидят гастарбайтеры. Я перестал ходить в рестораны, потому что не знаю, есть ли у них прививки, мыли ли они руки прежде, чем приступить к работе. Я не осуждаю, но это другая культура, другая ментальность. И они не принимают наши ценности.

Обратите внимание на то, что происходит в Европе, я боюсь, как бы эта мощная, ползущая интервенция не началась у нас.

— Россия немного отличается от Европы, мы не даем таких пособий беженцам.

А вот в Средней Азии считают Россию богатой и сытой страной. Я был недавно в Душанбе, там заработка вообще нет. Вот, скажем, в Казахстане совершенно другая ситуация, если посмотреть статистику, среди казахов гастарбайтеров практически нет. Их завозят в основном из Таджикистана, Узбекистана. И я уверен, что курс на «завоз» трудовых мигрантов ради улучшения экономической ситуации — глубоко ошибочен. Для нас это тоже своего рода засавыющая «трясина»… Это может превратить Россию в колонию Средней Азии, и этого нельзя допустить. Они прекрасные люди, но пусть они живут себе там у себя на родине. У них свои национальные герои, другие примеры для подражания.

Россиянам надо однажды понять, что в засилье мигрантов скрывается серьёзная угроза: русские могут превратиться в нацменьшинство. С одной стороны, идет уничтожение русского народа, с другой стороны взят курс на моральную и духовную деградацию. А история знала много примеров исчезнувших народов и государств…

Картина дня

наверх